РУС БЕЛ ENG

ГАИ информирует

27 октября 2022 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения.

Одно из новшеств касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств. Для них введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности». Передвигаться на таких устройствах необходимо будет по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов.

На средствах персональной мобильности запрещено: 

  • передвигаться до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон);
  • находиться в состоянии опьянения;
  • перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией;
  • не держаться за руль (при его наличии);

Также появились новшества, касающиеся велосипедистов.

В соответствии с новыми Правилами на велосипеде разрешено не спешиваться при пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Но при подъезде к нему следует заблаговременно снизить скорость, убедиться в безопасности выезда на дорогу и двигаться не быстрее идущего пешехода.

На дороге в темное время суток и (или) при недостаточной видимости вне населенных пунктов велосипедисту следует находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Разрешено ездить на велосипеде в снегопад и (или) гололедицу (за исключением проезжей части и обочины). Запрещается перевозить пассажиров, кроме детей до 7 лет. При этом ребенок должен быть в велосипедном шлеме и находиться на дополнительном специально оборудованном сиденье, фиксирующем (предохраняющем) ноги.

Профилактические видеоролики: ГАИ - информирует

Рекомендации для педагогических работников по разъяснению учащимся нововведений в Правила дорожного движения, вступающих в силу 27 октября 2022 года

27 октября 2022 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», в соответствии с которым вносятся изменения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Указ принят в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и стимулирования использования электротранспорта.

Измененные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании организации дорожного движения» в 2022 году Правила дорожного движения требуют тщательного разъяснения их учащимся на занятиях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при проведении внеучебных мероприятий.

Изменения в Правилах дорожного движения представлены в сравнительных таблицах (https://pdd.by/pdd/history/changes-22/). При работе с информацией в таблицах следует учитывать, что не все содержание Правил дорожного движения касается учащихся как участников дорожного движения в качестве пассажиров, пешеходов и водителей и имеет для них значение на данном этапе обучения. При изучении правил дорожного движения нужно сосредоточить внимание на актуальных для жизнедеятельности учащихся изменениях:

в связи с развитием в Беларуси электрического транспорта вводится обобщенное понятие «средство персональной мобильности» (имеются в виду электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства). Передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом установлен предел допустимой скорости – не выше 25 километров в час, а также установлен запрет на создание преград для движения пешеходов. Вводится возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности – с 14 лет, однако оно не распространяется на использование этих средств в жилых и пешеходных зонах;

уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составляет не менее двух полос движения (при их наличии);

вводится новый знак – «Зона с ограничением максимальной скорости движения» (ограничение скорости до 30 км/ч). Им устанавливается максимальная скорость до 30 км/ч на определенных территориях, например, в зоне плотной жилой застройки;

закрепляются акции, ежегодно проводимые Государственной автомобильной инспекцией (далее – ГАИ), приуроченные к началу и окончанию учебного года. Два периода в году – с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября – водителей обязуют ездить в светлое время суток с ближним светом фар;

совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. Вне населенных пунктов в темное время суток они должны будут ездить в одежде со световозвращающими элементами. Исключение составляют прогулки по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедисты теперь обязаны по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедистам разрешено не спешиваться.

В учреждениях общего среднего образования на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности особое внимание необходимо уделить содержанию подраздела «Правила дорожного движения» (раздел «Личная и коллективная безопасность») учебной программы «Основы безопасной жизнедеятельности. II-V классы». В подразделе «Правила дорожного движения» предусмотрено изучение вопросов личной и коллективной безопасности при участии в дорожном движении: правил дорожного движения, правил безопасного поведения участников дорожного движения на дорогах, в транспортных средствах, создание условий для приобретения привычки соблюдать правила в качестве пешехода и пассажира, формирование способности использовать полученные знания в практической деятельности.

В соответствии с линейно-концентрическим принципом построения учебной программы материал подраздела «Правила дорожного движения» представлен в содержании каждого класса. Следуя принципам непрерывности обучения и постепенного увеличения информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области основ безопасности жизнедеятельности с учетом их возраста, от класса к классу материал по Правилам дорожного движения усложняется и расширяется, вводятся новые темы, которые ранее не рассматривались.

Материал обновленных Правил дорожного движения рекомендуется использовать на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности во II-V классах в соответствии с темами учебного материала и требованиями к результатам учебной деятельности, зафиксированными в учебной программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение этих условий обеспечит формирование устойчивых навыков социально приемлемого поведения и повышение компетентности учащихся в качестве участников дорожного движения согласно измененным Правилам дорожного движения. Распределение нового материала по классам и темам учебной программы представлено в таблицах ниже.

II класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Ознакомление с основными понятиями правил дорожного движения»

Глава. «Общие положения»

2.5. Велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности, при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель.

2.42. Островок безопасности – техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее – пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.

2.46. Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

2.60. Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

2.77. Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.

«Правила безопасного поведения при движении на детских велосипедах, самокатах, роликах, скейтбордах, лыжах, коньках, санках»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17.2. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.

«Дорожные знаки: «Пешеходная дорожка», «Конец пешеходной дорожки»; «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»; «Велосипедная дорожка», «Конец велосипедной дорожки»; «Жилая зона», «Конец жилой зоны»; «Остановочный пункт»

Глава 1. «Общие положения»

2.6. Велосипедная дорожка – обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности. Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом.

Приложение 2. «Дорожные знаки»

4.11.1. «Велосипедная и пешеходная дорожки»  – разрешается движение только велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой, а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно.

4.11.2. «Конец велосипедной и пешеходной дорожек».

«Общие правила перехода проезжей части дороги»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

16. Пешеход имеет право:

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности).

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине.

При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения.

«Дорожная разметка на пешеходном переходе»

Приложение 3. «Дорожная разметка»

1.14.1. Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода – «зебра», а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки.

1.15. Обозначение велосипедного переезда может иметь желтый цвет. Зона велосипедного переезда может обозначаться зеленым цветом.

III класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Дорожные знаки для пешеходов (на уровне представлений): запрещающие, предписывающие, информационно-указательные знаки, знаки сервиса, их предназначение»

Приложение 2. «Дорожные знаки»

4.5.1. «Велосипедная дорожка» – разрешается движение только на велосипедах и средствах персональной мобильности, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки – и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности. В нижней части знака может быть дополнительно нанесен силуэт пешехода.

4.6.1. «Пешеходная дорожка» – разрешается движение только пешеходам (за исключением лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности), а при отсутствии велосипедной дорожки – и на велосипедах и средствах персональной мобильности, при этом велосипедисты и лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, не должны создавать препятствия для движения пешеходов.

4.11.1. «Велосипедная и пешеходная дорожки» – разрешается движение только велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой, а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно.

4.11.2. «Конец велосипедной и пешеходной дорожек».

5.16.3., 5.16.4. «Велосипедный переезд».

Знаки обозначают зону для переезда велосипедистами проезжей части дороги.

Глава 1. «Общие положения»

2.6. Велосипедный переезд – участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

«Правила движения пешеходов через проезжую часть дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках»

Глава 1. «Общие положения»

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства.

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

16. Пешеход имеет право:

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности) при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине. При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения.

17.4. При использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов. Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии). При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Глава 2. «Дорожная разметка»

1.14.2. Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода, а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки в местах повышенной опасности.

1.15. Обозначение велосипедного переезда может иметь желтый цвет. Зона велосипедного переезда может обозначаться зеленым цветом.

Глава  7.  «Сигналы регулировщика и светофоров»

43. При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу или велосипедному переезду и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии – сигналами транспортного светофора.

«Движение по дорогам вне населенных пунктов»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине. При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

Глава 20. «Движение на велосипедах и мопедах»

148. Движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может осуществляться:

в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;

в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 10 велосипедистов в группе.

149. При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.

При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).

 

IV класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Особенности движения транспортных средств и пешеходов в районе проживания»

Глава 1. «Общие положения»

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

Глава 18. «Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории»

135. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение пешеходов, в том числе передвигающихся на средствах персональной мобильности, велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. Пешеходы, велосипедисты имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

«Соблюдение правил движения при катании на самокате, роликах, скейтбордах в районе проживания, а также соблюдение правил движения при катании на велосипеде»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17.2. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.

Глава 20. «Движение на велосипедах и мопедах»

П.п. 148-151; 153; 153.4; 154.

Глава 26. «Основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование»

200. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем белого цвета, сзади – световозвращателем (световозвращателями) красного цвета.

«Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь – орган государственного контроля в области дорожного движения»

Глава 1. «Общие положения»

2.59.  Регулировщик – сотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком).

К регулировщику приравниваются: сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил, органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчиненных им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, органам государственной безопасности, Государственному пограничному комитету.

«Безопасное поведение на железной дороге»

Глава 7.   «Сигналы регулировщика и светофоров»

46. Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными сигналами, которые имеют следующие значения:

46.1. мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств, участников дорожного движения транспортных средств через железнодорожный переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения о запрещении движения через железнодорожный переезд;

46.2. мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает железнодорожный переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает движения транспортных средств, участников;

46.3. выключенные красный и бело-лунный сигналы означают, что сигнализация не работает или неисправна. В этом случае разрешается движение транспортных средств, участников дорожного движения только при отсутствии железнодорожного транспортного средства.

 

V класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Правила дорожного движения и перехода проезжей части на перекрестке»

Глава 1. «Общие понятия»

2.45. Перекрёсток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при ее отсутствии – воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства.

«Предупредительные сигналы водителей и сигналы регулировщика»

Глава  7. «Сигналы регулировщика и светофоров»

46.1. Мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств, участников дорожного движения через железнодорожный переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует о запрещении движения через железнодорожный переезд.

46.2. Мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает железнодорожный переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает движения транспортных средств, участников дорожного движения.

46.3. Выключенные красный и бело-лунный сигналы означают, что сигнализация не работает или неисправна. В этом случае разрешается движение транспортных средств, участников дорожного движения только при отсутствии железнодорожного транспортного средства.

 

В учебной программе «Основы безопасности жизнедеятельности» зафиксированы организационные формы реализации содержания учебного предмета – это устный журнал, инсценировка, ролевая и ситуационная игры, экскурсия, видеосеанс. Они остаются актуальными и при рассмотрении новых норм, внесенных в Правила дорожного движения. Так, устный журнал будет уместен для ознакомления учащихся с теоретическим материалом (новыми понятиями и терминами); ролевые и ситуационные игры – для формирования и отработки практических умений по соблюдению Правил дорожного движения; экскурсии, видеосеансы – для визуального наблюдения за движением на опасных участках дорог.

Поскольку цель изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – формирование у учащихся опыта безопасного поведения, основными методами в работе должны быть игры, решение ситуационных задач, упражнения-тренинги (на специально оборудованных площадках и объектах).

Примеры ситуационных задач:

«Девочка играла с мячом на проезжей части возле дома. Она знала, что в жилой зоне пешеходам разрешено двигаться как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части. Однако девочке сделали замечание. Какое замечание, касающееся безопасности, сделали девочке?»;

«Во время движения автобуса один пассажир начал требовать у водителя, чтобы тот остановил автобус не на остановке, а чуть раньше. Водитель отказался выполнить требование пассажира. Тогда пассажир стал стучать в кабину, настойчиво и грубо повторяя свои требования. Другие пассажиры обсудили ситуацию: 1-й – «Водитель не имеет права останавливать маршрутное транспортное средство в неположенном месте. Мужчина неправ». 2-й – «Водитель должен был выполнить просьбу пассажира. А вдруг мужчине нужно было срочно выйти?». 3-й – «Нельзя так вести себя с шофером. Ведь он везет не одного мужчину, а целый автобус пассажиров, и отвечает за безопасность каждого из них». Какую оценку поведению мужчине дал бы ты?».

При изучении правил дорожного движения учащиеся осмысливают, что зачастую находятся в ситуациях «пешеход» – «движущиеся транспортные средства» – «правила поведения на дороге». Эти ситуации требуют от участников дорожного движения принятия обдуманного решения. Чтобы учащиеся не только в учебное время, но и в повседневной жизни вне школы использовали полученную на уроках информацию, необходимо применять в образовательном процессе больше практических методов. Многие задания и упражнения, ситуационные задачи по правилам дорожного движения целесообразно предлагать в игровой форме. Основная их задача – предоставить учащимся возможность применить имеющиеся знания и умения в новых нестандартных ситуациях. Разыгрывая предложенную учителем дорожную ситуацию, где учащиеся выступают в роли пешехода, пассажира, водителя или сотрудника ГАИ, они самостоятельно ищут правильное решение, вырабатывая безопасный стиль поведения.

Однако занимательная форма заданий вовсе не означает забаву или игру. В данном случае, играя, учащиеся осваивают знания и умения. Немаловажную роль в плане получения практических умений, опыта безопасного поведения играют предъявляемые учащимся проблемные вопросы по поведению на дорогах, на которые необходимо самостоятельно и оперативно искать ответы. Например: «Как перейти на противоположную сторону проезжей части после того, как вышел из транспортного средства: обойти транспортное средство спереди или сзади? Возможно, есть еще более безопасный и, значит, правильный вариант перехода проезжей части?»; «Почему, находясь на железнодорожной платформе (перроне), нельзя заходить за ограничительную линию и подходить к краю платформы?». Вопросы активизируют познавательную деятельность, заставляют размышлять, анализировать полученную информацию, высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему, отсылают учащихся к поиску информации из других источников.

Максимальный эффект от занятий по основам безопасности жизнедеятельности, на которых рассматриваются правила поведения во время движения по дорогам, возможен при создании условий, приближенных к реальным. В этой связи рекомендуется задействовать для организации образовательного процесса специально оборудованные помещения (кабинеты ОБЖ) или специальные площадки (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебных наглядных пособий и оборудования. Под руководством учителя можно организовать работу на интерактивных панелях, с использованием личных мобильных устройств учащихся (смартфонов, планшетных устройств, ноутбуков).

Реализовать цель и задачи по изучению учащимися обновленных правил дорожного движения и неукоснительному соблюдению их в реальной жизни должны помочь родители и заинтересованные службы ГАИ и Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). На учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, на внеурочные мероприятия следует приглашать сотрудников ГАИ и МЧС, организовывать встречи детей с ними. Человек в форме своим видом дисциплинирует учащихся, вызывает уважение и доверие. Эффективность и значимость живого общения детей с профессионалами специальных служб обусловлена тем, что по роду деятельности они могут на примерах из жизни доходчиво рассказать, как вести себя, чтобы не попасть в беду и не стать причиной опасности для окружающих.

Работа с законными представителями учащихся

Законным представителям несовершеннолетних необходимо постоянно напоминать, что начинать воспитание детей следует с подачи личного положительного примера. Безопасность поведения на дороге во многом копируется ребенком с модели поведения родителей.

На каждом родительском собрании рекомендуется обсуждать вопросы безопасности, особенно те, которые касаются соблюдения детьми правил поведения на дороге. Необходимо, чтобы у каждого учащегося класса на одежде или рюкзаке (ранце) был световозвращающий элемент – фликер.

Целесообразно провести для родителей цикл бесед, касающихся вопросов безопасности на дорогах, изменений в Правилах дорожного движения, например:

«Соблюдение Правил дорожного движения в редакции 2022 года обязательно для всех»;

«Поведение на дорогах: папа и мама – пример во всем»;

«Дорога в школу и обратно – безопасный маршрут ребенка»;

«Мы приобрели велосипед: права и обязанности велосипедистов»;

«Безопасность детей – забота взрослых»;

«Организация в семье безопасной среды, транслирующей и воспитывающей ценности жизни»;

«Отдых на природе – опасность и безопасность»;

«Как организовать безопасную поездку семьи на дачу, к морю».

Проводя с родителями беседы об изменениях в Правилах дорожного движения, необходимо обратить внимание на участившиеся случаи травмирования подростков, которые слушают музыку в наушниках, находясь в зоне повышенной опасности (на пешеходном переходе, на перекрестке, железнодорожной платформе, остановочном пункте трамвая). Кроме того, родители должны знать о распространении таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг», когда молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывают себя на видеокамеры и выкладывают отснятые сюжеты на своих сайтах. Зависимость детей от социальных сетей должна настораживать. Доверяя детям, мамы и папы обязаны их контролировать, знать, на какие интернет-сайты те заходят, с кем и по каким вопросам общаются. Родители обязаны убеждать своих детей, что здоровье, жизнь – самое ценное и невосполнимое достояние человека.

 

1 октября 2022 г.

свернуть

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ в г. Орше

21.09.2022
Велосипед как средство отдыха и как средство для повседневных поездок в Беларуси становится популярным. Если ранее велосипедный транспорт преобладал в сельских районах и малых городах, то сейчас его использование резко возросло и в крупных городах. Велосипед является отличным вариантом для повседневных поездок, удовлетворяя потребности горожан в удобном транспорте для коротких перемещений. Развитие велосипедного транспорта наряду с общественным позволяет уменьшить использование личных автомобилей, улучшая качество городской среды и общественных пространств. Велосипед не наносит экологического ущерба, занимает минимум городского пространства и стимулирует активный образ жизни. Инвестиции в городскую велосипедную инфраструктуру являются одними из самых высокоокупаемых мероприятий, в том числе за счёт улучшения здоровья жителей и уменьшения затрат на медицинское обслуживание. Развитие загородной велоинфраструктуры, интеграция с общественным пригородным и междугородним транспортом позволит развивать велосипедный туризм, имеющий большой потенциал в Беларуси.
развернуть

Предметом настоящей Концепции являются меры на национальном уровне по устранению барьеров для развития велосипедного транспорта, велосипедного туризма и улучшению безопасности дорожного движения в части, касающейся использования велосипедов.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Концепция развития велосипедного движения в г. Орше (далее - Концепция) разработана на основании решения Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 15 июня 2017 г. № 33/11 пр) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусьот 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О дорожном движении».

 

  1. Настоящая Концепция:

2.1. представляет собой систему взглядов на роль велосипедного транспорта (велотранспорта) в транспортной системе г. Орши  и системе общественных отношений;

2.2. определяет цели, основные направления и государственную политику развития велосипедного движения;

2.3 учитывает опыт европейских стран с высоким уровнем развития велотранспорта;

2.4 предназначена для использования органами государственного управления, ведомствами, местными органами власти при осуществлении государственного регулирования в области дорожного движения, разработке целевых программ по развитию велосипедного движения.

  1. Развитие велосипедного движения позволяет уменьшить влияние большинства угроз, связанных с дорожным движением:

3.1. физическую и имущественную, проявляющиеся в совершении дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели и травматизму людей, повреждению транспортных средств, грузов, дорожных сооружений, иного имущества – за счет сокращения интенсивности использования индивидуальных легковых автомобилей, водители которых составляют основную часть участников дорожно-транспортных происшествий;

3.2. экологическую, проявляющуюся в загрязнении механическими транспортными средствами окружающей среды, повышенном шуме и других факторах, приносящих вред здоровью людей, государству и обществу – за счет снижения негативного влияния на окружающую среду вредных выбросов и шума в связи с уменьшением использования легковых автомобилей (в первую очередь в городах);

3.3 социальную, проявляющуюся в ухудшении здоровья населения из-за малоподвижного образа жизни – за счет снижения в населенных пунктах и на подходящих к ним участках автомобильных дорог интенсивности автомобильного движения, снижения остроты проблемы автомобильных парковок, привлечения большего количества граждан к здоровому образу жизни, улучшения поведения участников движения и их взаимоотношений на дорогах;

3.4. экономическую, проявляющуюся в неоправданных остановках и перепробеге транспортных средств, перерасходе топлива механическими транспортными средствами, потерях времени  участников дорожного движения, а также наличии необходимости утилизации автомобилей и продуктов их эксплуатации - за счет снижения интенсивности использования индивидуальных легковых автомобилей без роста количества маршрутных транспортных средств, а также уменьшения (в перспективе) объемов утилизации брошенных автомобилей и побочных продуктов их эксплуатации (автомобильных шин, аккумуляторов, масел и т.п.).

Глава 2. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. 4. Целями Концепции является:

снижение количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях велосипедистов не менее чем на 25 % к 2030 году по сравнению с 2018 годом;

уменьшение потерь от происшествий с участием велосипедистов на улицах населенных пунктов и автомобильных дорогах не менее чем на 25 % к 2030 году по сравнению с 2018 годом;

создание условий для более активного использования велосипедов как средства обеспечения мобильности населения на принципах устойчивого развития с увеличением доли поездок на велосипедах (в первую очередь для утилитарных целей): в городах с численностью населения 50 тыс. человек и более - до 8 - 10%, в городах с численностью населения менее 50 тыс. человек и поселках городского типа - до 15-20%, в агрогородках и сельских населенных пунктов - свыше 40%;

создание условий для более активного развития велосипедного туризма.

  1. Основными направлениями развития системы велосипедного движения в Республике Беларусь являются:

5.1. достижение наиболее полного соответствия характеристик велосипедов, велосипедной (уличной/дорожной) инфраструктуры и организации движения велосипедистов потребностям общества;

5.2. повышение эффективности управления системой велосипедного движения;

5.3. формирование государственной политики для управления системой велосипедного движения, основанной на повышении безопасности движения велосипедистов, предоставлении больших возможностей для использования велосипедов в повседневной жизни, расширение категорий населения, использующих велосипеды для передвижения;

5.4. обеспечение общественной поддержки при проведении государственной политики в области велосипедного движения.

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ

  1. Государственная политика по развитию велосипедного движения основывается на осуществлении мер:

6.1. принимаемых в отношении транспортных средств (велосипедов):

создание более совершенствованных конструкций велосипедов (в том числе электровелосипедов), обеспечивающих повышение удобства пользования видом транспорта и расширяющим сферу его применения с увеличением доступных расстояний;

совершенствование конструктивной и эксплуатационной безопасности велосипедов, гармонизация обязательных требований к велосипедам в Республике Беларусь с аналогичными международными требованиями;

развитие и совершенствование системы диагностирования, технического обслуживания, ремонта и проката велосипедов, в том числе создание автоматизированных систем проката;

6.2. принимаемых в отношении водителей велосипедов:

         организация в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог;

организация дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, для безопасного движения по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог;

совершенствование профилактической работы с велосипедистами, нарушающими правила дорожного движения;

пропаганда, в том числе в учреждениях образования и коллективах работников, безопасного поведения велосипедистов на общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, активное участие в этой работе местных исполнительных и распорядительных органов и средств массовой информации;

6.3. принимаемых в отношении сети улиц и дорог, а также велосипедной инфраструктуры:

улучшение условий для участия в дорожном движении велосипедистов, в том числе посредством строительства элементов, предназначенных для велосипедистов в составе участков дорожной инфраструктуры;

разработка концепций развития велосипедного движения для населенных пунктов с численностью населения 50 тыс. человек и более, учитывающих специфику систем мобильности в каждом из городов и их пригородных зонах, а также разработка планов мероприятий по реализации концепций;

разработка региональных планов мероприятий по развитию велосипедного движения для населенных пунктов с численностью населения менее 50 тыс.  человек, ориентированных на существенное увеличение доли ежедневных передвижений на велосипедах (т.е. усиление транспортной функции);

корректировка технических нормативных правовых актов с целью адаптации существующих автомобильных дорог между населенными пунктами для потребностей велосипедного движения, ориентированная в первую очередь на повышение безопасности движения велосипедистов по автомобильным дорогам в разные сезоны года с учетом погодных условий;

совершенствование уровня проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания транспортной инфраструктуры населенных пунктов;

более широкое применение мероприятий по «успокоению» автомобильного движения;

совершенствование технических норм при проектировании, строительстве и содержании велосипедных и велопешеходных дорожек;

создание (развитие) необходимой инфраструктуры для велосипедного движения в населенных пунктах, организация мест стоянок и парковок и их обозначение, организация мест хранения и сервисного обслуживания велосипедов;

6.4. принимаемых в отношении организации движения велосипедистов:

своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;

системный анализ и совершенствование нормативных правовых актов, в том числе технических, определяющих требования к организации и регулированию велосипедного движения, в целях установления надлежащих условий и гарантий для обеспечения безопасного движения велосипедистов и других участников движения;

организация полноценного учета всех происшествий с участием велосипедистов и пешеходов (в настоящее время не подпадающих под определение дорожно-транспортного происшествия);

оптимизация скоростных режимов движения велосипедистов на велопешеходных дорожках;

осуществление координации деятельности государственных органов, осуществляющих управление и государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, при разработке правил безопасного поведения велосипедистов и контроля за их выполнением;

6.5. принимаемых в отношении повышения эффективности управления системой велосипедного движения и государственного контроля за ней:

осуществление актуальных и всесторонних научно-технических исследований и разработок в области велосипедного движения и обеспечения его безопасности;

развитие практики страхования рисков при осуществлении велосипедного движения;

создание условий для транспортировки (перевозки) велосипедов при осуществлении городских, пригородных и междугородних перевозок;

рассмотрение вопросов велосипедного движения при проведении специальных аудитов дорожной безопасности проектов дорожной инфраструктуры;

6.6. направленных на получение широкой общественной поддержки велосипедного движения:

проведение с привлечением средств массовой информации мероприятий, направленных на развитие велосипедного движения и закрепление у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, привитие населению здорового образа жизни через использование велосипеда в повседневной жизни;

проведение целенаправленных мероприятий по закреплению у велосипедистов положительных стереотипов безопасного поведения на дорогах, повышению культуры велосипедистов;

формирование негативного отношения в обществе к нарушениям требований нормативных правовых актов, относящихся к велосипедному движению, начиная с дошкольного возраста;

создание системы мониторинга общественного мнения о велосипедном движении в целях использования при подготовке и принятии управленческих решений;

проведение массовых мероприятий и общественных кампаний, направленных на популяризацию велосипедного движения (в том числе силами общественных инициатив и организаций);

распространение социальной рекламы использования велосипеда как транспортного средства;

проведение мероприятий по стимулированию велосипедного движения как альтернативы использованию автомобилей (за счет введения платных автомобильных парковок, создания преимуществ для велосипедного движения и тому подобное);

  1. Финансирование осуществления мер, предусмотренных Концепцией, производится за счет средств:

7.1. республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на содержание государственных органов и местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих управление и государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, а также на финансирование мероприятий в области дорожного движения и дорожного хозяйства;

7.2. направляемых на цели здравоохранения, охраны окружающей среды, энерго- и ресурсосбережения, являющиеся областями, получающими выгоду от развития велосипедного движения за счёт профилактики развития заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни людей, загазованностью воздушного бассейна, снижения выбросов парниковых газов, снижения потребления топливных энергоресурсов;

7.3. фонда предупредительных (превентивных) мероприятий;

7.4. других источников, определенных законодательством.

свернуть