Об организации работы учреждений образования
в шестой школьный день
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели. Она включает в себя пятидневную учебную неделю и один день недели (суббота) для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, а также организации трудового обучения (занятия в учебных мастерских, на учебно-опытном участке). Факультативные занятия в 1Х-Х1 классах также могут проводиться в субботу.
Содержание работы в шестой школьный день определено Программой Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №21, 2008 г.) и инструктивно-методическим письмом "Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году“. Основным направлением деятельности учреждений образования в субботу определена физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Наиболее эффективными ее формами являются соревнования, физкультурные праздники, экскурсии, туристские походы и слеты. Особое место в этой деятельности необходимо определить дням здоровья, спорта и туризма, которые должны проводиться каждую вторую субботу месяца в течение учебного года. В целях популяризации футбола, как наиболее массового и доступного из всех игровых видов спорта, рекомендуем учреждениям образования включить "Урок футбола 44 ("Час футбола 44) в число 2046—3000 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий шестого дня.
Основными направлениями трудовой деятельности в шестой школьный день являются самообслуживание, общественно полезный труд, охрана природы, работа по благоустройству пришкольной территории, сбор вторичного сырья и другие. Обращаем внимание на то, что большое внимание должно уделяться техническому творчеству, которое является основой подготовки будущих кадров для производства и науки. Важное звено трудового воспитания - это профориентация школьников.
В каждом учреждении образования надо создать свою модель воспитательной работы в субботний день с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных (учреждений культуры, спорта, органов здравоохранения, правоохранительных органов, МЧС, общественных организаций). Необходимо выработать механизм межведомственного взаимодействия в организации шестого школьного дня
на уровне горрайисполкомов, администраций районов г.Витебска. При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня кроме тесного сотрудничества необходимо и продуманное разделение функций между учреждениями общего среднего образования и учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Следует исключить дублирование объединений по интересам, организованных в данных учреждениях. Кружки должны активнее работать в субботу на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В каждом учреждении образования должен быть оформлен информационный стенд "Шестой школьной день“. На нем в обязательном порядке размещены расписания занятий школьных кружков и секций, объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, графики работы учреждений культуры, спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов- психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена и на сайтах учреждений образования, доведена до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. Администрации школы необходимо наладить систему контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня. В мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке должны быть вовлечены дети, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в ИДН, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях. Для учащихся 1-4 классов посещение школы в субботу осуществляется на добровольной основе. Учащихся 5-11 классов необходимо максимально вовлечь в мероприятия шестого школьного дня, в занятия в объединениях по интересам, секциях, а также в спортивные, физкультурно- оздоровительные, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и туристические походы. С учащимися 10-11 классов проводить в шестой школьный день факультативные и учебные занятия, заниматься профессиональной ориентацией. Таким образом, в целях совершенствования работы со школьниками
в субботу необходимо:
1. Обеспечить четкую организацию свободного времени детей и подростков, вовлечь всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях по интересам.
2. Разработать и утвердить на уровне горрайисполкомов, администраций районов г.Витебска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами идеологической работы, культуры и делам молодежи, органами здравоохранения, региональными структурами МВД, МЧС, общественными организациями).
3. Организовать работу всех педагогических работников в режиме шестидневной школьной недели.
4. Организовать в сельских регионах на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить подвоз обучающихся.
5. Создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым видам спорта, группы черлидеров, организовав их регулярные тренировки и региональные соревнования, в первую очередь, в субботу.
6. Практиковать включение родительской общественности в организацию шестого школьного дня, привлекать родителей к работе школьных спортивных залов и стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
7. Создать рубрику ’Шестой школьной день“ на главной странице интернет- сайта учреждения образования и обеспечить систематическое обновление информации о проводимых мероприятиях.
8. Обеспечить функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования в субботу.
9. Расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в субботу, в том числе на платной основе.
10. Утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования - 4 часа).
Именно в шестой субботний день выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача–помочь им в этом